Арт проект Вместе

+7 (985) 769-18-16  
контакты
Корзина
f f

Арт-резиденция в Японии: что и как. Беседа с Мариной Бородиной





Марина Бородина – художник-график, член секции эстампа МОСХа и энтузиаст, продвигающий и развивающий в среде отечественных графиков такое направление, как моку-ханга. Моку-ханга (木版画) — это традиционная японская гравюра на дереве. Сегодня в этой технике работают художники не только из Японии, но и из многих других стран: США, Нидерландов, Бразилии, Великобритании, России. Большой вклад в расширение сообщества увлеченных этой техникой людей вносят арт-резиденции, приглашающие художников из разных стран для изучения техники и обмена знаниями. О том, как это – участвовать в такой резиденции – Марина рассказала в интервью для IINE!

— Марина, расскажите сначала немного о себе: с чего начался ваш интерес к японской гравюре?

Интерес к Японии и японской культуре возник у меня давно, лет в тринадцать. Все началось с классической японской поэзии, сказок, бонсай. Мне очень близко традиционное для японской классики отношение к природе, смене времен года, течению времени и проявлениям жизни. Много лет я была увлечена творчеством Кацусики Хокусая и других популярных в России авторов. Мне близки японские принципы совершенствования и внимания к своему делу. В 2014 году я посетила Японию и была поражена, как глубоко проникает во все сферы культуры Японии любовь к гравюре на дереве. Меня покорило сочетание рисунка, движения кисти, эластичность и твердость дерева, фактура доски, цвет, и как они взаимодействуют в листе.

Я обнаружила, что существуют не только сообщества любителей и коллекционеров, но и современные резчики, печатники, преподаватели. Сходила на мастер-класс для туристов в Киото, но он оставил больше вопросов, чем дал ответов. Я поставила себе цель – научиться.
Несомненным достоинством была не только красота гравюр, но и возможность печатать их водными красками без станков, растворителей и громоздкой техники. Год я экспериментировала – пробовала делать японскую гравюру в России. И однажды в сети увидела работы April Vollmer – американского преподавателя и современной художницы, работающей в технике японской гравюры, автора популярного учебника (бестселлера!) по технике японской гравюры.
Когда она опубликовала приглашение на учебу в Японию, у меня не осталось никаких сомнений, и я рискнула.

— Давайте поговорим о резиденции MI-LAB. Как вы о ней узнали? В чем там специфика, кого приглашают, что требуется от участников?

это проект арт-резиденций при японском фонде гуманитарных исследований (Center for the Science of Human Endeavor).

 Уже 20 лет они развивают и популяризируют японскую гравюру для художников во всем мире. Ежегодно MI-LAB организует несколько курсов для начинающих и один – для тех, кто готов выполнить арт-проект. В резиденцию приглашают от 6 до 20 человек, которые проходят конкурсный отбор. От участников требуется иметь опыт в гравюре и печати, знать английский, иметь интересные работы, и, что немаловажно, оплатить участие.
Последние несколько лет арт-резиденции проходят на озере Кавагутико почти у подножия Фудзи.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как резиденция проходила для вас. Какой проект подавали в заявке вы? Что вас впечатлило больше всего? Что было самым трудным?

Для меня самым трудным было – дождаться. Когда я подала заявку и получила одобрение, до резиденции оставалось полтора года. Мне было очень трудно поверить, что все произойдет. )))
В самой резиденции мне было удивительно комфортно. Если ваша цель – глубоко исследовать и тренироваться, для этого в резиденции созданы все возможности.
Меня впечатлила древняя история и мастерство печатников, разнообразие техник, материалов и глубина выразительных средств японской гравюры.

— Понимаю, что вряд ли можно сравнивать отечественную печатную графику с японской, слишком всё другое. Но все же, открыли ли вы для себя какие-то неожиданные точки их соприкосновения? Или, возможно, напротив – на контрасте случились какие-то важные открытия?

Современная японская печатная графика сильно тяготеет к европейской. Поразительно, но современная графика в традиционной японской технике – редкость даже в Японии!
Работа в традиционной технике требует сосредоточенности, спокойствия, достаточного времени и внимания. Как и любое другое японское искусство.
Это непривычно для современных решений – когда многое исполнено экспрессивно, спонтанно, напряженно, на грани и с вызовом.
Я вижу, как тесно проникли в Европу корни японской эстетики и вижу, как изменилась традиционная японская графика под влиянием европейской и американской. Все это восхищает меня, во всем этом интересно разбираться, все это хочется повторить и двигать дальше.

— Расскажите о других художниках, которые участвовали вместе с вами. Поддерживаете ли вы сейчас с ними связь?

Со мной в резиденции были еще пять прекрасных художников: Marcia Weese (США), Ana Amelia Genioli (Бразилия), Siemen Theodoor Dykstra (Голландия), Sarah Lucie Verbeek (Голландия), Sophie Layton (Британия)

У каждого из них своя тема, стиль и способ работы. Мне было интересно и полезно увидеть альтернативные пути создавать работы и вообще – узнать судьбы и обстоятельства жизни своих коллег. Для меня такая встреча похожа на контакт с параллельной вселенной. Мы встречаем много разных людей, но мало с кем нам удается жить в одном доме, учиться, обеспечивать быт и делать одно любимое дело целый месяц.

Сейчас мы поддерживаем дружеские связи и, надеюсь, встретимся в следующем году в резиденции или на конференции.

— Как резиденция повлияла на вашу дальнейшую деятельность?

В резиденции я выполнила серию работ, которые были показаны на итоговой выставке в Токио и Москве. Но не это главное. Резиденция дала мне опыт, разожгла интерес, поставила бездну вопросов и дала массу возможностей. После моей поездки в Японию мы с коллегой и партнером Кэйко Кобаяси провели учебный курс в Простой школе, где сейчас и работаем, и собрали группу энтузиастов. Сообщество любителей и практиков традиционной техники теперь есть и в России. Это самый яркий результат для меня.

Сейчас мы готовимся к большому совместному проекту с Mi-LAB, который состоится в октябре и уже вошел в перечень мероприятий Года Японии в России. В рамках проекта будет курс японской традиционной гравюры, выставки работ инструкторов и студентов, мастер-класс по изготовлению японской книги, лекции и демонстрации печати.
Я подала проект, прошла конкурс и планирую в 2019 продолжить работу в резиденции. Проект посвящен визуальному сходству и различиям Москвы, Парижа и Токио.
В 2020 я самоуверенно планирую посетить Международную конференцию International Mokuhanga Conference.

Читать полностью>>




27.09.2018,

Просмотров - 64
Новости
16.10.2018
В мастерской у очень талантливого живописца Alex Vaulin Алексея Ваулина. В Лешином исполнении абстракция открылась для меня в совсем новом звучан...
14.10.2018
Рады сообщить, что 15 октября, в понедельник, в выставочном пространстве Детали Арт открывается выставка художника, преподавателя Детали Арт, Анн...
10.10.2018
В Дворце спорта «Борисоглебский» состоялось торжественное открытие художественной выставки «Спорт. Искусство. Бадминтон»....
09.10.2018
Это уникальный проект, который реализуется в рамках Чемпионата России по бадминтону. На площадке дворца спорта «Борисоглебский» предс...
09.10.2018
Выставка будет проходить в рамках чемпионата России по бадминтону. Площадка: Борисоглебский дворец спорта. Затем экспозиция переместиться в Музей...
07.10.2018
В понедельник мы открываем очень красивую и динамичную выставку «Спорт, искусство, бадминтон». Выставка будет проходить в рамках чемп...
05.10.2018
Огромное спасибо Музею декоративно-прикладного искусства, галерее К-35 (Мария Саава) и потрясающей Claire Basler за полученное удовольствие! ...
30.09.2018
на которой представлены работы известных во всем мире российских художников, пройдет с 8 по 14 октября 2018 года во Дворце спорта «Борисогл...
27.09.2018,
Марина Бородина – художник-график, член секции эстампа МОСХа и энтузиаст, продвигающий и развивающий в среде отечественных графиков такое...
25.09.2018
С 4 октября 2018 года по 27 января 2019 года Музей русского импрессионизма представит выставку «ДАВИД БУРЛЮК. СЛОВО МНЕ!». В состав э...
20.09.2018
В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 4 октября 2018 года открывается выставка «Архип Куинджи». Экспозиция из бо...
с 21.09.2018
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков представляет выставку «Небожители, творцы, шедевры…», на которой собраны работы ...
18.09.2018
Польский художник Яцек Йерка известен своими выразительными картинами, в сюжете которых обычно фигурируют странные монстры, сказочные пейзажи и э...
12.09.2018
Оцифрованную коллекцию работ Винсента Ван Гога опубликовали онлайн. Среди произведений, выложенных в свободный доступ, огромное множество портрет...
07.09.2018
Найти двойника в искусстве теперь можно и в нашей стране. Приложение Google Arts & Culture ищет сходство вашей фотографии с произведениями ...
03.09.2018
Настольный календарь на 2019 год, размер 14/21, тираж — 500 шт, с автографом. Вы можете посмотреть работы Алёны Дергилёвой на нашем сайте ...
02.09.2018
07.09.2018 - 28.09.2018. NK Gallery и Музей АРТ4 представляют первую в Москве персональную выставку  бельгийского художника Ханса Вандеркер...
30.08.2018
С началом учебного года предлагаем подтянуть знания по истории искусства вместе с YouTube-каналами музеев, как российских, так и мировых. Абсол...
26.08.2018
Человек уникальной биографии, Николай Иванович Драчинский внёс поистине выдающийся вклад в развитие отечественной фотографии. В центре внимания в...
24.08.2018
К 85-летию Ильи Кабакова Музей современного искусства «Гараж» подготовил документальную ленту, посвященную жизни и творчеству классик...



художники





Главная
О компании
Новости
Контакты
Выставки/мероприятия
Художники
Галерея
Благотворительность

тел: 8 (985) 769-18-16


facebook в контакте в контакте вверх

Арт проект Вместе, © 2016 Все права защищены.